Образование детей инвалидов и детей с ОВЗ
Сведения о специальных условиях для получения образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью.
Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. (п. 16 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации») от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.
В школе созданы условия, гарантирующие возможность:
- достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы образования всеми обучающимися;
- адекватной оценки динамики развития жизненной компетенции ребенка с ОВЗ совместно со всеми участниками образовательного процесса, включая работников школы и родителей (законных представителей);
- индивидуализация образовательного процесса в отношении детей с ОВЗ;
- целенаправленного развития способностей детей с ОВЗ в коммуникации и взаимодействию со сверстниками;
- выявления и развития способностей обучающихся с ОВЗ через систему дополнительного образования, кружков, организацию общественно-полезной деятельности, в том числе социальной практики, используя возможности учреждений дополнительного образования детей;
- включение детей с ОВЗ в доступные им интеллектуальные и творческие соревнования, научно-техническое творчество и проектно-исследовательскую деятельность;
- использования в образовательном процессе современных научно обоснованных и достоверных коррекционных технологий, адекватных образовательным потребностям детей с ОВЗ.
Вход в учреждение оборудован пандусом и поручнями.
На входных дверях имеются предупредительные знаки для слабовидящих, в холле
сменная кресло- коляска , достаточная ширина дверных проемов в стенах, лестничных маршей, площадок; дублированы надписи, знаков и иной текстовой и графической информации – знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
при входе имеется вывеска с названием организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне;
предоставляется услуга с сопровождением инвалида по территории объекта работником организации;
имеется звукоусиливающая аппаратура;
есть адаптация официального сайта органа и организации, предоставляющих услуги в сфере образования, для лиц с нарушением зрения (слабовидящих).
Федеральные документы
Закон об образовании в РФ (Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ
ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (Приказ Минобрнауки Росси от 19.12.2014 № 1598
Положение о ПМПК (приказ Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082)
Примерное Положение о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации (Распоряжение Минпросвещения России от 09.09.2019 № Р-93
Региональные документы
- Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской республики от 17 марта 2015 года n 194 «Об утверждении плана мероприятий по обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в Кабардино-Балкарской республике»
- Распоряжение Правительства КБР от 29 октября 2018 года № 651-р «Об утверждении Комплекса мер по поддержке образования для детей с ограниченными возможностями здоровья в Кабардино-Балкарской Республике»
- Приказ Министерства образования, науки и по делам молодежи Кабардино-Балкарской республики от 14 февраля 2024 года n 22/110 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации в Кабардино-Балкарской Республике и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому»
Правила обучения детей с ОВЗ с 1 марта 2025 года
- Федеральный закон от 08.08.2024г. N 315-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской федерации»
- Приказ Минпросвещения России от 01.11.2024 №763 «Об утверждении Положения о психолого- медико-педагогической комиссии»
- Приказ Минпросвещения России от 06.11.2024 №778 "Об утверждении типового порядка организации деятельности по оказанию психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, в том числе типового порядка деятельности центра психолого-педагогической, медицинской и социальной"
- Приказ Минпросвещения России от22.10.2024 № 731«Об утверждении образца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возможностями здоровья(с нарушением интеллекта), не имеющим основного общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным общеобразовательным программам»
Новые правила обучения для детей с ОВЗ с 01.03.2025 года
С 1 марта 2025 года вступают в силу изменения в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», принятые Государственной Думой 23 июля 2024 года. Эти поправки касаются организации образовательного процесса в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В статье рассмотрим ключевые изменения.
Адаптация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Одним из ключевых аспектов обновлений является создание специальных условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно изменениям в части 6 статьи 28, теперь образовательные организации обязаны «создавать специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, инвалидами (детьми-инвалидами) в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии».
Это требование также поддерживается Федеральным стандартом оценки качества образования (ФГОС), который стремится учесть индивидуальные особенности каждого учащегося, включая тех, кто имеет особые образовательные потребности.
На что обратить внимание:
* Создание специальных условий: Организации должны обеспечить доступ к адаптированным программам, что включает методическую помощь при разработке индивидуальных учебных планов. Это помогает минимизировать образовательные барьеры и облегчить интеграцию детей с ОВЗ в общий образовательный процесс.
Условия организации обучения на дому
Изменения уточнили порядок и условия, при которых возможна организация обучения на дому для детей с определёнными заболеваниями.
Согласно изменению в части 5 статьи 41, новые требования для домашнего обучения включают необходимость предоставления письменных заявлений от родителей и медицинских заключений, что соответствует Приказу Министерства образования и науки РФ № 14 от 29 января 2014 года о порядке организации обучения на дому.
Мониторинг и поддержка
Изменения также включают обязательство центров психолого-педагогической помощи осуществлять мониторинг эффективности образовательных программ.
Часть 7 статьи 42 утверждает, что центры должны: «осуществлять мониторинг эффективности, оказываемой организациями психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям». Это подразумевает активное взаимодействие с образовательными организациями для повышения качества обучения.
Психолого-медико-педагогическая комиссия
Создание психолого-медико-педагогических комиссий при центрах позволяет своевременно выявлять детей с отклонениями в развитии и предоставлять рекомендации по организации их обучения.
Согласно части 5 статьи 42, комиссии будут проводить «психолого-медико-педагогическое обследование», что позволит предоставлять актуальные рекомендации для установления индивидуального образовательного маршрута для каждого учащегося.
Принципы реализации изменений
1. Инклюзивное образование.
Согласно новым требованиям, образовательные организации должны переходить к инклюзивным моделям обучения, учитывающим потребности всех учащихся. Это включает использование адаптированных материалов и методов, которые позволяют интегрировать детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс.
2. Партнерство.
Образовательные учреждения должны налаживать сотрудничество с медицинскими и социальными службами для обеспечения полного спектра поддержки для обучающихся и их семей.
Это подразумевает взаимодействие с различными федеральными и региональными органами власти, руководствуясь Федеральным законом № 442-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
3. Подготовка педагогов.
С учетом изменений, необходимо усиление подготовки педагогических кадров в области работы с детьми с особыми потребностями, включая повышение квалификации и внедрение специализированных программ.
Заключение
Изменения в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» направлены на создание более доступной и качественной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья. Образовательные организации должны предпринять необходимые меры для эффективного внедрения этих изменений. Это не только улучшит учебный процесс, но и позволит каждому ребенку получить образование, соответствующее его потребностям.
Родителям (законным представителям)
Памятка для родителей (законных представителей) детей с ОВЗ
Памятка для родителей (законных представителей) детей с сахарным диабетом.